JazzConcert.RU - музыкальное сопровождение мероприятий

Живая музыка: Музыкальные стили и направления.

Музыкальное сопровождение в СПб

О джазе и живой музыке

В начале XX века в США соединились несколько музыкальных культур и возник джаз, который начал впитывать в себя музыкальные традиции разных континентов. Ритмическое начало из африканской народной музыки, элементы духовных песнопений (gospel, spirituals), из которых произошли блюз и соул, гармоническая основа, имеющая корни в европейском музыкальном искусстве, в том числе и академическом (влияние Баха, Скрябина, Дебюсси, Равеля и др.). Современный живой джаз – это музыка импровизационная, разнообразная по настроению, мелодизму, гармонии, ритмике. В джазовом ансамбле как правило на первом плане личность джазмена-импровизатора, мастерство и почерк которого в значительной степени определяет успех джазового коллектива. Однако каким бы ярким не был солист на сцене, настоящую ценность имеет джаз, в котором можно услышать диалог между музыкальными инструментами, взаимодействие солиста и аккомпаниаторов, ритм-группы и духовой секции. Джазовый язык подразумевает наличие таких средств выразительности, как синкопирование и свинг, благодаря которым живая музыка приобретает внутреннее напряжение, которое завораживает слушателя и поднимает настроение. Синкопирование (от слова «синкопа» — смещение ритмической опоры с сильной доли такта на слабую) помогает создать ощущение свинга (от англ. Swing – качание, колебание, естественный ход, свобода действий). Свингом также называют cтиль оркестрового живого джаза 1920—30-х годов («эпоха свинга»). В это время прославились знаменитые Луи Армстронг и Бенни Гудмен, к этому периоду относится творчество композитора и руководителя джаз-оркестра Александра Цфасмана (автор композиций «Неудачное свидание», «Звуки джаза» и др.) и певца Леонида Утесова ( «Тайна», «Песенка шофера», «Синеглазая морячка»). В середине 40-х годов XX века складывается би-боп — джазовый стиль в котором появились более сложные мелодические и гармонические линии, соло стали менее похожи на темы, которые изначально выбирались для импровизаций. Основоположники стиля би-боп – саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианисты Бад Пауэлл и Телониус Монк, барабанщик Макс Роуч.

Живой джаз из СПб

В начале 1950-х годов появился кул-джаз, дословно – прохладный джаз. Для этого стиля свойственны эмоциональная охлажденность, сдержанность и лиризм. Прозрачная, менее насыщенная гармония создавала иллюзию простора и отрешенности. Новаторами жанра стали исполнители на трубе Майлс Дэвис и Чит Бейкер, саксофонисты Стэн Гетз, Пол Десмонд, Джери Малигэн, пианисты Дейв Брубек и Билл Эванс. В 70-80 гг. XX века в результате взаимодействию джазовой музыки и рок-культуры на свет появились джаз-рок и фьюжн (fusion). Яркими опытами в этом направлении запомнилось творчество пианистов Чика Кориа, Джо Завинула, Херби Хэнкока, бас-гитариста Джако Пасториуса, гитариста Джона Скофильда. Огромное влияние на эту музыку оказал и Майлс Дэвис. Салонный джаз или смус-джаз (smooth jazz) даже в случае «живого» исполнения имеет более мягкое, глянцевое, отполированное звучание, создаваемое при помощи звуков синтезаторов и барабанных семплов. Для салонного джаза ансамблевое звучание имеет большее значение, чем его составные части, импровизация присутствует, но ее значение гораздо меньше. В этом направлении музыки работают Майкл Фрэнкс, Крис Ботти, Ли Ритенур и др. Эйсид-джаз (acid jazz) возник как преимущественно инструментальный стиль под влиянием хип-хопа, соул, лэтин-джаза, фанка. В этой музыке гораздо меньше спонтанных импровизаций, джазовые традиции оказывают влияние скорее на композиционные, гармонические и мелодические решения. К числу известных представителей стиля относятся такие музыканты, как Jamiroquai, Incognito, Brand New Heavies, Groove Collective. Латиноамериканский джаз (босса-нова и бразильская самба, кубинская сальса) стал танцевальной альтернативой интеллектуальному хард-бопу и эксцентричному фри-джазу. Изначально он базировался на простых мелодиях, поющихся на португальском и английском языках, что позволило значительно расширить джазовую аудиторию. Среди наиболее известных композиций латиноамериканского джаза — музыка Антонио Карлоса Жобима из Бразилии (Girl from Ipanema и Corcovado), записи трубача Артуро Сандоваля, саксофониста и кларнетиста Пакито Д’Ривера, имеющих кубинские корни. Музыкальный мир живой музыки разнообразен, и сегодня можно наблюдать смешение всё большего числа разных культур, джаз вливается во «всемирную музыку» (world music), играя при этом значительную роль в становлении современной мировой музыкальной культуры.